Страницы

вторник, 24 июля 2012 г.

К вопросу формирования персональной учебной среды (PLE Personal Learning Environment) в контексте неформального обучения. #CoElearn 12

К вопросу формирования персональной учебной среды (PLE Personal Learning Environment) в контексте неформального обучения.

Актуальность данного вопроса вызвана объективной причиной – переходом российской образовательной системы к парадигме «образования в течение всей жизни» (Болонский процесс). Министерство образования и науки РФ отобразило такие понятия, как обучение в течение всей жизни, формальное, неформальное и информальное обучение в проекте «современной модели образования» до 2020 года{1}. Возникает потребность в новых моделях обучения. Стремительное развитие интернет-технологий с каждым годом становится всё сильнее и оказывает свое воздействие также на образование.
В данной статье рассматривается вопрос о методах и инструментах персональной учебной среды PLE (рersonal learning environment) как способе поддержки учебного процесса в преподавании немецкого языка. PLE выступает как основа самостоятельного обучения в неформальном контексте, таким образом организуя самостоятельную работу студента и создавая виртуальную учебную среду с помощью технологий второго веба.
Под персональной учебной средой (далее ПУС) в работе понимается «Persönliche Lernumgebungen, kurz PLE, sind Lernanwendungen, bei denen Lerner verteilte Online-Informationen, -Ressourcen oder Kontakte einerseits selbst in ihre PLE integrieren können und andererseits auch ihre im Rahmen der PLE vollzogenen Aktivitäten und deren Produkte in anderen Online-Umgebungen auf der Basis von
Standards zur Verfügung stellen können.» (Sandra Schaffert, Marco Kalz ){2}.
Под PLE - Personal Learning Environment, «персональными средами обучения, понимаются инструменты, сообщества и службы, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися, которым предоставляется самостоятельное управление своим обучением и самостоятельная постановка учебных целей»{3}. Таким образом, ПУС представляет собой совокупность веб 2.0 сервисов и Software приложений, необходимых учащемуся для комфортного обучения.
30 сентября 2005 года президент компании «O’Reilly Media» Тим О’Рейлли
опубликовал свою статью «Что такое Веб 2.0 и ввёл термин «Веб 2.0». В октябре 2005 года статья вышла на русском языке в журнале «Компьютерра»: «Веб 2.0 – методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.»{4}.
Для эффективной работы в современных условиях необходимо использовать технологии, которые позволяют быстрее и удобнее работать с информацией, планировать работу, поддерживать коммуникацию со студентами и коллегами, технологии также расширяют возможности учебной и научной деятельности.
Graham Attwell, Jenny Bimrose, Allan Brown, Sally Anne-Barnes выделяют следующие части PLE (ПУС):
• Поиск информации: Задача заключается не только в передаче знаний в соответствии с утверждённым учебным планом, в научении студентов искать и работать с информацией, конкретно определять необходимые источники информации.
• Обзор и структурирование предполагает извлечение нужного и отфильтровывание второстепенного.
• Обработка: После того как обучающиеся могут идентифицировать найденную информацию, возникает потребность в её обработке и расширении собственных знаний.
• Анализ: Чтобы адаптировать информацию для конкретной проблемной ситуации, необходим самостоятельный анализ.
• Рефлексия предполагает необходимость обсуждения прочитанного в группе, способствует выявлению и преодолению возникающих трудностей в процессе обработки информации, более глубокому пониманию темы и овладению предметом.
• Презентация даёт возможность студентам представить своё собственное решение проблемы для обсуждения в группе с помощью слайдов, проспектов, ментальной карты.
• Репрезентация: В отличие от презентации репрезентация ставит целью извлечение новых артефактов знаний из проведённого анализа и делание выводов из решаемой проблемы.
• Передача как один из важных пунктов ПУС предполагает возможность делиться своими знаниями и получать знания от других людей.
• Сеть включает взаимодействие в сети с однокурсниками, преподавателем, а также постоянное развитие и самостоятельное обучение.
Sandra Schaffert, Marco Kalz называют Веб 2.0 сервисы технологической основой для PLE (ПУС) и различают следующие сферы применения:
• коммуникация (ведение дискуссий, размещение контента и информации: блоги и микроблоги);
• коллаборативные сервисы (совместное написание текстов и других продуктов, например, в среде Wiki);
• коллаборативный сбор информации (социальные закладки);
• сеть (социальные сети, коммуникация и поиск друзей по интересам).
Формирование PLE (ПУС) преподавателя и студента необходимо в современном обучении с целью организации учебного процесса и его эффективной поддержки. Как видно, из выше сказанного, социальные сети являются также частью PLE (ПУС), организация учебной деятельности в социальных сетях и размещение контента преподавателем способствует успешному обучению в формальном и неформальном контекстах. Ниже приведены некоторые социальные сети, предназначенные непосредственно для учебного процесса www.edmodo.com, http://wiggio.com.
Следующая иллюстрация показывает PLE (ПУС) и входящие в неё Веб 2.0 сервисы для активации видов речевой деятельности в обучении немецкому языку.

(составлено Чихрадзе А.М. с помощью Web 2.0 cервиса “Popplet” http://popplet.com/app/#/303283 )

PLE (ПУС) часто пересекаются с LMS moodle (Learning Management System), системой управления обучением. PLE концентрируется прежде всего на обучающемся, а LMS на учебном курсе.
По мнению автора формирование PLE (ПУС) способствует самостоятельности, аналитическому и креативному мышлению обучаемых. Роль студента активна, он является творцом своего контента, организует свое обучение, развивает информационные компетенции. «Применительно к методике обучения иностранным языкам, информационная компетенция трактуется, как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.» {5}. Таким образом, персональная учебная среда является одним из современных подходов к реализации обучения и является основой организации самостоятельной работы студента.
P.S. Уважаемые коллеги это начало проработки темы, развиваю мысль дальше как PLE может функционировать дальше в неформальном контексте обучения. Сегодня у Константина в посте прозвучала такая мысль "Отсутствие учебной культуры в сети и сетевого этикета. Мы все время говорим об учителях. что им надо, какие навыки нужны. Но почему-то думаем, что студенты все это знают. Это далеко не так. Им еще долго надо показывать, объяснять. мотивировать, тянуть/толкать к оптимальному использованию технологий сетевого взаимодействия." Получается, что пока мы должны формировать для них эту среду. Работая над учебным пособием в контексте интегрированного обучения со своей замечательной коллегой из Нижнего Новгорода Светланой Шарифуллиной, мы пришли к выводу, что весь объем информации для наших студентов мы сосредотачиваем в одном месте в сети. Так как наши студенты пока плохо ориентируется в огромном потоке информации.Эту мысль я встречаю и у П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев "Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-комуникационных Интернет-технологий" М. 2010 Цитирую "Однако одно только наличие доступа к Интернет - ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной лит-ре существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии (November, 1988)" Получается, что пока преподаватель является необходимым фильтром в потоке информации .


Литература:

1. http://mon.gov.ru/dok/akt/4674 (пункт 3.5)
2. «Persönliche Lernumgebungen: Grundlagen, Möglichkeiten und Herausforderungen eines neuen Konzepts» von S. Schaffert und M. Kalz. Режим доступа:http://dspace.ou.nl/bitstream/1820/1573/1/schaffert_kalz_ple09_dspace.pdf (стр 6)
3. http://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/personalnaya-sreda-obucheniya-ple.html
4. «Что такое Веб 2.0.» Тим О’Рейлли. Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/
5. CысоевП.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку//Язык и культура.-2008.-№4

2 комментария:

  1. Очень интересная статья Анна Михайловна. Уже опубликована. Если нет, надо срочно опубликовать.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отзыв Нина Ананьевна! Еще немного доработаю!

    ОтветитьУдалить